?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 November 2007 @ 09:59 pm
Раїна Вишневецька (Могилянка)  

Невідомий художник. Портрет Раїни Вишневецької. Олія. Кінець XVI - початок XVII ст.
Державний історичний музей, Київ.


Народилася в сім’ї молдавського боярина Ієремії Могили, який у 1595-1606 роках був молдавським господарем. Старша з чотирьох його дочок.
Двоюрідна сестра київського митрополита Петра Могили, дружина київського каштеляна князя Михайла Вишневецького, мати магната князя Яреми Вишневецького.
(Вікі)

Відома, як палка прихильниця православ'я, також як засновниця трьох монастирів на Лівобережній Україні: Густинського (Прилуцького), Ладинського (Підгірського) і Лубенського (Мгарського).

Лубенщина і князі Вишневецькі
Спасо-Преображенський Мгарський монастир




Особисто я маю сумнів у тому, що ліф та спідниця тут мають різні кольори. Оскільки у вбранні явно простежується німецький вплив (див. попередній пост), це цілком могла бути відрізна по талії сукня, звичайна в цей період у Західній Європі, або ж принаймні зовнішнє наслідування такого вбрання (наприклад, роздільні ліф та спідниця, але з одної тканини).

Я подаю тут цю замальовку у надії, що Васіна принаймні вірно передала кольори верхньої частини вбрання Раїни (бо на жаль, кольорової копії цього портрету я не знайшла).
 
 
 
Stelladonna_stella on November 19th, 2007 09:54 pm (UTC)
Злий ЖЖ не хоче пропускати це повністю, тому пощу в 2 заходи.
Не знаю наскільки це правда, але красиво:

ПРОКЛЯТИЕ КНЯГИНИ РАИНЫ

Долгие и частые войны, бушевавшие во второй половине XVII века на Ук-
раине, втянувшие в свой кипящий водоворот поляков, татар, казаков, русс-
ких, турок и литвинов, выдвинули много ярких исторических фигур - во,
всех противоборствующих лагерях. Речь пойдет лишь об одном из наиболее
заметных деятелей той эпохи: князе Иеремии (Яреме) Вишневецком. Происхо-
дивший из семьи богатейших православных магнатов "русской земли" (именно
так, как мы помним, звалась находившаяся в сфере влияния Польши террито-
рия нынешней Украины), князь в девятнадцать лет перешел из православия в
католичество и стал одним из виднейших деятелей Жечи Посполитой той эпо-
хи, окруженный прямо-таки мистическими любовью и поклонением (о чем сви-
детельствуют как польские летописцы, так и русские историки). Как уже
вскользь упоминалось, в собственно польских землях шляхетство, долгие
годы упиваясь своими вольностями и привилегиями, оказалось не в состоя-
нии выполнять главную дворянскую обязанность: воевать за родину. Войны с
казаками, татарами и турками легли на плечи главным образом "новых" ка-
толиков, потомков знатных православных родов Литвы и "русской земли". В
один ряд с Радзивиллами, Потоцкими и Сангушко встал и "князь Ярема", по-
добно многим в ту бурную эпоху причудливо сочетавший талант полководца и
европейскую образованность с дикой жестокостью к противнику. Совсем мо-
лодым он заслужил жутковатое прозвище "Ужас козачий", и рассказы о том,
как при одном слухе "Ярема идет!" паника охватывала целые города, отнюдь
не беспочвенны. Богдан Хмельницкий, которого при всей его человеческой
подлости никак нельзя назвать плохим полководцем, публично признавал
Вишневецкого своим самым опасным противником. Популярность Иеремии в
Польше была столь велика, что его сына Михая Корибута, не блиставшего
никакими талантами, избрали королем исключительно из Преклонения перед
памятью знаменитого отца.
В июне 1651 г. у Берестечко сошлись польская армия и отряды Хмельниц-
кого, к которому прибыл на помощь крымский хан (дело в том, что Богдан,
как не без смущения вынуждены признать даже симпатизирующие ему истори-
ки, одерживал победы над поляками только в тех случаях, когда действовал
совместно с крымскими татарами. Выступив в поход один, он каждый раз бы-
вал бит...). Несмотря на присутствие в польском лагере короля Яна Кази-
мира, войском фактически командовал Вишневецкий, по своему обыкновению
лично возглавивший конную атаку. Головорезы "князя Яремы" после ожесто-
ченной рубки опрокинули казацко-татарскую конницу, открыв главным силам
дорогу на Киев, который был вскоре взят (тем самым литовским войском, о
котором уже упоминалось). Вишневецкий намеревался продолжать преследова-
ние противника, пока не захватит Хмельницкого живым - вражда меж ними
давно стала личной.
Stelladonna_stella on November 19th, 2007 09:55 pm (UTC)
Мы не будем здесь обсуждать, как повернулась бы история, если Вишне-
вецкому удалось бы захватить Хмельницкого, замечу лишь, что в этом слу-
чае ни о какой Переяславской раде не было бы и речи. Несколькими днями
спустя тридцатидевятилетний "князь Ярема" неожиданно скончался в своем
лагере. Смерть молодого удачливого полководца выглядела столь неожидан-
ной и неестественной, что, как частенько случалось в ту эпоху, пошли
толки об "измене и отраве". Полковые священники с великими трудами усми-
рили бунт в лагере - солдаты сгоряча рвались изрубить все ближайшее ок-
ружение князя. Чтобы пресечь толки, было проведено скрупулезнейшее
вскрытие, отравления не подтвердившее. Уже в наши дни на основании сох-
ранившихся подробных описаний был подтвержден первоначальный диагноз -
пищевое отравление, вызвавшее скоротечную дизентерию в тяжелой форме.
Странности начались три столетия спустя, когда исследованию при помо-
щи современнейших методов судебномедицинской экспертизы подверглись не
документы, а сами останки Вишневецкого, хранившиеся в застекленном гробу
в соборе Святого Креста*.
* Меня, признаться, удивляют те сторонники перезахоронения Ленина,
что заявляют в качестве главного аргумента, будто он "погребен не
по-христиански". Увы, истине сие не соответствует. И в православии, и в
католичестве много случаев, когда покойных не зарывали, а оставляли по-
коиться в каменных либо стеклянных саркофагах - при одном непременном
условии: тело должно лежать ниже уровня земли.
Прежде всего выяснилось, что это - не Вишневецкий. Покойнику из стек-
лянного гроба было не менее шестидесяти лет. Кто он такой, уже вряд ли
когда-нибудь удастся выяснить.
Естественно, встал вопрос: где настоящие останки и настоящая могила
Вишневецкого? Оказалось, что "один из славнейших витязей Жечи Посполи-
той"... так никогда и не был похоронен по христианскому обряду! После
долгих поисков остановились на двух наиболее правдоподобных версиях:
ждавший погребения гроб с набальзамированным телом князя либо был в 1655
г. уничтожен походя вторгшимися в Польшу шведами, разгромившими в поис-
ках кладов Сокальский монастырь, либо оказался забыт в подвалах и погиб
при пожаре 1777 года...
Потом выяснилось, что не существует ни одного портрета князя Яремы,
написанного при его жизни, а те, что имелись и считались изображениями
Вишневецкого, запечатлели совсем других людей... От воевод и гетманов,
не обладавших и сотой долей популярности Вишневецкого, остались в музеях
сабли и булавы, золототканые кафтаны и украшения, табакерки и прочие
"памятки". Другое дело с Вишневецким: на сегодняшний день не осталось ни
одного материального следа, даже паршивенькой пуговицы. Не сохранилось
ни единого дома, где ступала нога князя. Словно некий невидимый, неощу-
тимый вихрь пронесся над Польшей, уничтожив все связанное с памятью пол-
ководца. Все, к чему прикасались его руки, сгинуло с поверхности зем-
ли...
Наиболее смелые историки - конечно, конфузливо обставляя свои выска-
зывания массой материалистических оговорок - стали упоминать о "прокля-
тии Вишневецкого". Разумеется, употребляя робкие, уютные термины вроде:
"Как бы...", "Такое впечатление..."
Совсем недавно взорвалась бомба. В архивах был обнаружен документ,
чья подлинность сомнений не вызывает: так называемый "акт заложения",
продиктованный матерью Вишневецкого княгиней Раиной при основании ею
православного монастыря в Мхарске. В самом конце по приказу княгини впи-
саны грозные слова: "...если же кто в грядущем дерзнет посягнуть на сию
обитель или отнимать дарованное нами, или найдется кто, посмевший нашей
благочестивой и старозаветною верою православною пренебрегать либо от-
вергнуть таковую - быть тому прокляту, и да рассудит меня с ним правосу-
дие Господне".
Вряд ли, диктуя эти строки, княгиня могла предугадать, что это прок-
лятие в будущем настигнет ее собственного, единственного сына, в то вре-
мя еще не расставшегося с православием и постигавшего науки в Европе...
Jgioconda on November 21st, 2007 12:50 pm (UTC)
Очень интересно. А откуда взято? =)
Stelladonna_stella on November 21st, 2007 09:07 pm (UTC)
Бушков А. А.Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. OCR Палек, 1998 г.
Jgioconda on November 22nd, 2007 08:22 am (UTC)
спасибо. =)